Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

В Московской области есть множество усадеб, созданных задолго до революции. Одна из них – усадьба Чернышевых, которая расположена в городе Яропольца Волоколамского района Московской области. История сооружения уходит в XVIII века, когда на безлюдном месте был заложен дворец, а позже и церковь. Последняя уникальна тем, что имеет два идентичных объема. В свое время церковь служила усыпальницей Чернышевых и их домашней церковью, сейчас же это заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери.

История резиденции и церкви графа Чернышева

Граф З.Г. Чернышев в 1760-1770 годах создал в Яропольце дворцово-парковую композицию. В то время это было роскошное сооружение, поражающее каждого, кто его посещал, своим великолепием. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно найти: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может». И это не пустые слова. Екатерина II говорила о том, что, если Ярополец был немного ближе к Москве, она сделала бы его своей резиденцией. Если императрица так отзывалась, значит, это было поистине роскошное и грандиозное сооружение.

Дворец построен в популярном на тот момент стиле – ранний классицизм с ненавязчивыми вставками рококо. Ворота, от которых начинается основной дворцовый комплекс, сделаны в стиле русского романтизма и украшены башнями, устремленными в небо.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери
Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

Через 10 лет граф решает напротив ворот построить домашнюю церковь, которая и станет усыпальницей для его рода. Храм Казанской иконы Божией Матери состоит из двух совершенно одинаковых церквей, повернутых в разные стороны апсидами. Объединяет их притвор и хоры, расположенные наверху.  Западное здание предназначалось для усыпальницы, а восточное – собственно и есть Казанская церковь.

На сегодняшний день имя архитектора, проектирующего храм, установить не удалось. По различным версиям это были:

  • М. Ф. Казаков;
  • В. И. Баженов;
  • Кто-то из членов кружка баженовско-казаковского.

Одно известно доподлинно, автор проекта – сам граф Чернышев.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

В 1784 году граф умер. Вместе с ним остановилось и строительство храма Казанской иконы Божией Матери. Его вдова, Анна Радионовна, совместно с князем Голицыным, который был дружен с покойным графов, возобновили отделку. Для этих целей был приглашен архитектор К. И. Бланк. В период его работы были завершены стены и свод церквей. В это же время были начаты работы по внутренней отделке помещения. Стоит отметить, что она так и не была окончена. И только спустя 15 лет после смерти графа состоялось освещение храма.

Существует мнение, что простои в строительстве храма были связаны с нахождением графа Голицына в Москве, откуда ему было достаточно тяжело руководить строительными и отделочными работами. Также постоянная переписка с вдовой и консультация с ней, на длительный период оттягивала принятие решений, поскольку Чернова также не находилась в тот период времени в усадьбе.

Оформление храма Казанской иконы Божией Матери

Как уже говорилось, храм возведен в стиле классицизма. Стоит отметить, что сама архитектура здания поражает. Здесь, вместо привычных вертикальных объемов, господствуют горизонтальные. Что касается окон, то они разнообразны – в форме круга, овала и даже арочные. На входе в здание расположен четырехколонный портик, наверху которого расположилось «Всевидящее око». Благодаря последнему сооружение приобрело славу тайного храма «вольных каменщиков». Этому мнению способствует и тот факт, что Чернышев состоял в масонском ордене. Но современные данные экспертов отрицают принадлежность ордена к Казанскому храму.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

На сегодняшний день сооружение полностью разрушено, однако, от его внутреннего убранства до сих пор захватывает дух. Стоит отметить, что интерьер был выполнен гораздо богаче внешнего оформления. И это неудивительно. Его оформлением занимались лучшие мастера того времени из мастерской В. И. Баженова:

  1. Родион Казаков;
  2. С. И. Гамалей;
  3. сам В. И. Баженов.

Сам храм Казанской иконы Божией Матери выполнен в прямоугольной форме, отделанный полуколоннами.

В настоящее время церковь практически разрушена и, соответственно, закрыта для посещений. Однако каждый желающий может попасть в нее через оконные проемы.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери