-->
В Московской области есть множество усадеб, созданных задолго до революции. Одна из них – усадьба Чернышевых, которая расположена в городе Яропольца Волоколамского района Московской области. История сооружения уходит в XVIII века, когда на безлюдном месте был заложен дворец, а позже и церковь. Последняя уникальна тем, что имеет два идентичных объема. В свое время церковь служила усыпальницей Чернышевых и их домашней церковью, сейчас же это заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери.
Граф З.Г. Чернышев в 1760-1770 годах создал в Яропольце дворцово-парковую композицию. В то время это было роскошное сооружение, поражающее каждого, кто его посещал, своим великолепием. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно найти: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может». И это не пустые слова. Екатерина II говорила о том, что, если Ярополец был немного ближе к Москве, она сделала бы его своей резиденцией. Если императрица так отзывалась, значит, это было поистине роскошное и грандиозное сооружение.
Дворец построен в популярном на тот момент стиле – ранний классицизм с ненавязчивыми вставками рококо. Ворота, от которых начинается основной дворцовый комплекс, сделаны в стиле русского романтизма и украшены башнями, устремленными в небо.
Через 10 лет граф решает напротив ворот построить домашнюю церковь, которая и станет усыпальницей для его рода. Храм Казанской иконы Божией Матери состоит из двух совершенно одинаковых церквей, повернутых в разные стороны апсидами. Объединяет их притвор и хоры, расположенные наверху. Западное здание предназначалось для усыпальницы, а восточное – собственно и есть Казанская церковь.
На сегодняшний день имя архитектора, проектирующего храм, установить не удалось. По различным версиям это были:
Одно известно доподлинно, автор проекта – сам граф Чернышев.
В 1784 году граф умер. Вместе с ним остановилось и строительство храма Казанской иконы Божией Матери. Его вдова, Анна Радионовна, совместно с князем Голицыным, который был дружен с покойным графов, возобновили отделку. Для этих целей был приглашен архитектор К. И. Бланк. В период его работы были завершены стены и свод церквей. В это же время были начаты работы по внутренней отделке помещения. Стоит отметить, что она так и не была окончена. И только спустя 15 лет после смерти графа состоялось освещение храма.
Существует мнение, что простои в строительстве храма были связаны с нахождением графа Голицына в Москве, откуда ему было достаточно тяжело руководить строительными и отделочными работами. Также постоянная переписка с вдовой и консультация с ней, на длительный период оттягивала принятие решений, поскольку Чернова также не находилась в тот период времени в усадьбе.
Как уже говорилось, храм возведен в стиле классицизма. Стоит отметить, что сама архитектура здания поражает. Здесь, вместо привычных вертикальных объемов, господствуют горизонтальные. Что касается окон, то они разнообразны – в форме круга, овала и даже арочные. На входе в здание расположен четырехколонный портик, наверху которого расположилось «Всевидящее око». Благодаря последнему сооружение приобрело славу тайного храма «вольных каменщиков». Этому мнению способствует и тот факт, что Чернышев состоял в масонском ордене. Но современные данные экспертов отрицают принадлежность ордена к Казанскому храму.
На сегодняшний день сооружение полностью разрушено, однако, от его внутреннего убранства до сих пор захватывает дух. Стоит отметить, что интерьер был выполнен гораздо богаче внешнего оформления. И это неудивительно. Его оформлением занимались лучшие мастера того времени из мастерской В. И. Баженова:
Сам храм Казанской иконы Божией Матери выполнен в прямоугольной форме, отделанный полуколоннами.
В настоящее время церковь практически разрушена и, соответственно, закрыта для посещений. Однако каждый желающий может попасть в нее через оконные проемы.
Как вам статья?
Материал подготовлен редакцией сайта diwis.ru