-->
Некоторые люди своим талантом, работоспособностью меняют историю, становясь завоевателями или политиками, первопроходцами или учеными. Другие видят прекрасное даже в простых, обычных вещах. Они пропускают это, переживают внутри, так рождаются потом произведения искусства. Это тонкие, творческие люди и неважно, как они показывают свои творения миру.
Художники рисуют, музыканты играют, а актеры, это настоящий комплекс таланта. Ведь у талантливого, опытного актера тысяча лиц, он способен воплотить любого: негодяя или героя, глупого или умного человека, один готов показать целый, полномасштабный мир. Наумов Владимир Наумович вот из таких, редких людей. Ведь он и режиссер, одновременно сценарист, сам актер, заодно продюсер и наставник, педагог. Биография подобного человека заслуживает пристального и полноценного внимания.
Подобные люди как Наумов Владимир Наумович кажутся живой легендой, кем-то нереальным. Это оправдано. Стоит изучить биографию, перечислять заслуги, просмотреть законченные проекты. Поражает, насколько много способен сделать один, обычный человек. Писать сценарии, потом режиссировать и играть самому. Конечно, Владимир Наумович делал это не одновременно. Кто же он, каким был путь?
Содержание
Начался путь у Наумова когда, 6 декабря, когда он родился в 1927-м. Сейчас известный мэтр уже настоящий старейшина, справил недавно 89-летие. Отец сам был кинооператором, это Наум Соломонович, известный как Наумов-Страж. Возможно, семья, работа отца, изначально стала толчком для выбора профессии Владимира Наумовича. Закончив школу, юноша прошел во ВГИК, сразу на имеющийся там режиссерский факультет, где стал учеником маститого Игоря Савченко, обучаясь в мастерской. Годы студенчества как обычно, пролетели быстро, и к 1952-му он уже был выпускником.
Впоследствии первым фильмом, в биографии Владимира Наумова, начинающего режиссера стал «Третий удар», где он пока ассистировал своему наставнику, Савченко. Следом «Тарас Шевченко». Первые работы стали бесценным опытом и временем, проведенным с наставником. Вскоре Игорь Андреевич увы, скончался, еще когда съемочная работа у «Тарас Шевченко» не завершилась. Пришлось Наумову заканчивать самостоятельно. Помогал вчерашнему выпускнику А. Алов. Вот как началось их плодотворное в творческом, деловом плане сотрудничество.
Придя в другую, киевскую студию, основанную А. Довженко, они работали уже как спаянная команда, поставив следом «Тревожная молодость» вместе. Это фильм по полной трилогии от В. Беляева, название «Старая крепость». Следом вышел «Павел Корчагин», он был по Н. Островскому, его роману, именно «Как закалялась сталь». Это настоящая, революционная романтика, когда чувствуется ветер перемен, картины динамичные, полные драматизма, герои меняются, заодно меняется мир, их окружение. Конечно, многих вдохновляли судьбоносные, трагичные 1917-25е, когда рушилось старое и спешно появлялось нечто новое.
1957 год, уже опытный режиссеры, Владимир Наумов с А. Аловым перешли к И. Пырьеву, когда он пригласил поработать в известный «Мосфильм». Конечно, для режиссера лучше всего – работать, выпускать картины. Творческий процесс наполнен разными проблемами, интересными решениями, разработкой сценария. А наградой становится признание зрителей. Они делают имя режиссера, его команды узнаваемыми, любимыми. Легендарные режиссеры могут подобно завоевателям менять историю, только в киноиндустрии.
Для Владимира Наумова, профессионала, судьбоносным стал прошедший 1961 год, когда их общая картина, именно «Мир входящему», набрала популярность, положительные отзывы, следом удостоилась нескольких профессиональных, престижных наград, пройдя международные кинофестивали. Неудивительно, ведь там режиссеры смогли ближе, полнее соединить зрителя с показанными героями. Видны не просто картонные макеты или лица, виден внутренний мир, видны боль или радость, слезы или смех. Когда переплетается, дополняется героическое с обычным, бытовым. Что герои также плачут или смеются, переживают ежедневные, обычные проблемы. Как меняются.
Уже известно, что любые картины смотрят не только зрители. Есть критики, чьи отзывы потом делают «резюме» фильму. Если они положительные, картину могут выставить как работу для кинофестиваля.
1966 год — режиссерам понравился рассказ у Достоевского. По нему вскоре сняли отдельный фильм, именно «Скверный анекдот». Правда картину зрители увидели позднее, 1987-м, изначально ее не пропустили, часть фильма не прошла цензуру.
Разбирая биографию от режиссера, самого Владимира Наумова, хочется вспомнить лучшую, наиболее узнаваемую его работу. Это «Бег», фильм, основой которого стала пьеса Булгакова. Вечная тема страшной, масштабной Гражданской войны, отразить которую пытались десятки режиссеров, сценаристов. У фильма чувствуется привязанность к реальной, прошедшей истории. Она не просто идет фоном или закадровой мыслью. Она играет, живет внутри персонажей и вокруг них. Герои очевидцы, жертвы прогремевшей войны, переживают непростое, лихое революционное время. Режиссерам удалось перенести зрителя не в кабинеты высоких чинов, не показать, как делилась или сменялась власть. А сосредоточиться именно на простых, обычных людях, кого больше всего затронула трагедия.
«Легенда о Тиле» прошла как эксперимент, проба пера, смогут ли режиссеры отразить нечто фантастическое, причем переиначить древний рассказ в близкое, современное толкование.
Лента же «Тегеран-43» стала вообще, фаворитом всего советского кинопроката. Она вышла позднее, к 1980му. Отразила проблему ответственности, проблему переосмысления времени. Неудивительно, ведь к съемкам приглашали зарубежных, известных тогда актеров, это Курд Юргенс, потом Ален Делон, символы кино. Подобный фильм превратился в настоящий прорыв, когда советское кино взаимодействует с иностранными, известными актерами. Такой союз получился крайне успешным, «Тегеран-43» лучшее доказательство. Скорее, зрительское внимание, любовь и признание критиков.
Вскоре А. Алов, его друг, коллега скончался. После этого биография самого Владимира Наумова именно как режиссера пополнилась картинами «Выбор», следом «Закон», потом вышла «Десять лет без права переписки». Дальше Наумов писал общий с известным Тонино Гуэрра отдельный сценарий, посвящая его Марчелло Мастроянни, правда вскоре тот заболел. Пришлось заменять Иннокентием Смоктуновским, также легендой, но советской. Картина, результат труда, «Белый праздник» закончилась и вышла позднее, когда Смоктуновский уже умер.
[stextbox id=»alert»]Наряду со съемками, подбором сценариев, их написанием, Наумов рос как профессионал.[/stextbox]
1963 год – бывший рядовым режиссером, он впоследствии возглавил «Мосфильм», следом стал преподавателем, делясь накопленным опытом, наработками уже сам, с новым, подрастающим поколением. Вел отдельные Высшие, режиссерские курсы.
1976 год – он секретарь правления у СК СССР.
1980 год для Наумова – первый, когда он руководитель ВГИКа.
1986 год – полноценный профессор, ведущий собственную мастерскую для режиссуры у игрового кино. Это работа у Всероссийского института, где специалистам помогали переподготовиться, повысить себе квалификацию.
1987 год – генеральный директор для «Союз Навона».
2002 год – когда Владимир Наумов, уже президент, причем первый, от Национальной академии, посвященной именно кинематографической науке. Далее, полноправный член для Европейской киноакадемии, заодно секретарь Союза всех кинематографистов России. Заодно член правления у киноконцерна «Мосфильм».
Наумову удалось не просто показать себя, развиться как талантливый, опытный режиссер или сценарист. Он смог быть хорошим наставником, дальновидным руководителем, даже стратегом. Владимир Наумович старался смотреть глубже, масштабнее и вперед, видел, как кинематографии развиваться, куда идти. Отсюда сотрудничество, привлечение иностранных актеров, разноплановые фильмы, пополнившие сокровищницу любимых картин у советского, потом российского зрителя.
[stextbox id=»info»]Конечно, годы работы пришлись на сложное, быстро меняющееся время. Стоит вспомнить. Сначала 60-е, начало карьеры. Спокойное, устоявшееся время, правление Брежнева, крепок СССР. Потом 80-е сложное, перестроечное время. 90-е, когда вокруг рушилась огромная, великая страна, разваливались предприятия.[/stextbox]
Наумов продолжал работать, он понимал, насколько велико значение хороших, качественных картин тогда. Ведь людей они вдохновляли, мотивировали, увлекали сюжетом. Наконец, годы уже после обретения независимости. Стране пришлось буквально собираться по осколкам, а Владимир Наумович тогда был уже большим начальником, ответственным за судьбу, развитие «Мосфильма».
Почему Владимир Наумов хороший, талантливый режиссер? Он понимал мысли, действия актеров, ведь сам также снимался. Его фильмография может небольшая, но запоминающаяся:
Роли также помогали Наумову изнутри рассмотреть картины, съемочный процесс.
Подготовить сценарий, следом снимать фильм – нелегко. Ведь любой сценарий – как план-заготовка, где расписаны реплики, характеры героев. Режиссер использует его, составляя график у съемок, порядок картин. В биографии Владимира Наумова часто кажется, что личная жизнь это собственно работа. Ведь столько всего смог выполнить один, обычный человек:
Кроме сценариев, режиссерской работы, административной деятельности, рабочая, личная жизнь, заодно биография для Владимира Наумова насчитывает еще продюсерские, отдельные проекты. Интересно, как свои фильмы он можно сказать, делал полностью, выполняя несколько работ:
Конечно, наиболее известен, узнаваем Наумов именно как режиссер, где личная жизнь, работа, отражается в:
Среди долгой, полной событий биографии есть страница личной жизни у Наумова-режиссера.
Первый брак (был еще до 1964), женой была Эльза Леждей, это киноактриса. Там родился Алексей (1962), это сын – первенец. Есть уже и внук, это Владимир Наумов, ставший потом кинодраматургом.
Второй брак (был с 1974), жена также киноактриса, это Наталия Белохвостикова. Там появилась Наталья, их дочь (1976), ставшая потом также кинорежиссером, заодно киноактрисой. Есть второй, приемный сын, это Кирилл Белохвостиков.
В общем, фильмография Наумова насчитает где-то 60 полноценных, законченных работ в 40 отдельных проектах.
https://www.youtube.com/watch?v=nkh-mjQNU7Q
Как вам статья?
Материал подготовлен редакцией сайта diwis.ru